Тосненский историко-краеведческий музей

Желаем счастья в Новом году! Старая новогодняя открытка.

Привычка отправлять близким людям новогодние открытки с поздравлениями настолько вошла в нашу жизнь, что кажется, так было всегда. Однако первые открытки появились в России лишь в конце 19 века. В то время поздравляли в основном с Рождеством, реже с Рождеством и Новым годом. Первые Рождественские поздравительные открытки были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении («Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны»). Среди сюжетов рождественских и новогодних открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обряды, хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, весёлые детишки и прекрасные ангелы. К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. Среди них объявлялись конкурсы, устраивались выставки, выпускались каталоги. Известно, что к созданию отечественных открыток были причастны такие известные художники, как Н. Каразин, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский, Н. Рерих. Такие открытки стали настоящим произведением искусства, их коллекционировали, вклеивали в именные альбомы, украшали интерьер и, конечно, с удовольствием дарили и получали в подарок. «Золотой век» открытки продлился два десятилетия, до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком». Новогодние открытки должны были стать символом нового политического строя и художникам были «спущены» строгие циркуляры: «… Началом года считать 7 ноября, а летоисчисление начать с 1917 года, первого года коммуны». Октябрьская революция, к сожалению, разрушила уже окончательно сложившуюся и полюбившуюся традицию наряжать в домах елки и дарить новогодние и рождественские открытки. Были запрещены даже любые упоминания о любимых зимних праздниках. В 1922 году елка, Дед Мороз, рождественские открытки и прочие атрибуты буржуазного строя оказались в СССР под строгим запретом. Редкие семьи теперь осмеливались наряжать ёлку, занавешивая окна одеялами и тайком пронося домой распиленное на несколько частей «запрещённое» дерево. Но, по большому счету, такое положение дел вызывало в народе лишь тихое раздражение. Люди не смогли окончательно смириться с отменой Нового года и вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была напечатана статья уважаемого большевика товарища Постышева «Давайте организуем к Новому году хорошую ёлку!», в которой предлагалось вернуть «неправильно осужденную ёлку» как «замечательное развлечение для детей». В тот же год новогодний праздник был реабилитирован Сталиным, но только в 1939 году «Изогиз» наконец-то издал открытку «С Новым годом». Кстати, нерабочим день 1 января стал только в 1948 году. Почти на всех новогодних открытках этого времени изображаются кремлевские звезды, лишний раз подчеркивая, что в СССР Новый год наступает не под звон церковного колокола, а под бой курантов. Новую жизнь и особую агитационную роль советская новогодняя открытка обрела во время Великой Отечественной войны. Она стала олицетворением героико-патриотической символики, ведь необходимо было поднять дух бойцов на фронте и их близких в тылу. Новыми лозунгами советских открыток стали: «Папе на фронт!», и «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» Даже сказочные персонажи не оставались в стороне от политической жизни страны – Дед Мороз на открытках гнал метлой или автоматами фашистов, а Снегурочка стала медсестрой. К началу 50-х годов жизнь в разрушенной войной стране наконец-то налаживается, и вот в 1953 году снова начался массовый выпуск советских новогодних открыток. На первых послевоенных открытках чаще всего изображались счастливые ребятишки и их мамы. Подлинный расцвет советских открыток пришелся на 60-ые годы. Увеличилось количество новогодних сюжетов, Дед Мороз теперь активно летал на самолетах и в ракетах, боролся за мир, водил поезда, разносил почту, пахал землю, строил БАМ, плавил металл и даже болтал по дефицитному в те времена телефону! Медвежата, зайчики, Снегурочки – герои открыток, нарисованных Каневским, Зарубиным, Четверяковым, до сих пор популярны. Фотооткрытки Ивана Дергилёва в Советском Союзе печатались миллионными тиражами. Единственный автор открыточных сюжетов, он до последнего занимался именно фотокомпозицией. Он был первый, кто применил в композиции подсвечник со свечой. Свечи были запрещены, он гордился, что прорвал какие-то запреты. В годы освоения Севера на новогодних открытках стали красоваться пингвины с красным флагом и дети в национальной одежде. Не редкость – роскошные Новогодние балы, где «культурно отдыхают» разодетые пары. Еще один типичный советский сюжет — окно, из которого виден строящийся многоквартирный дом для «счастливых советских семей». Здоровый образ жизни тоже активно пропагандировался на советских новогодних открытках. Такие открытки приятно радовали глаз с витрин газетных киосков, традиционно заполненных неброской советской продукцией, и пришлись по душе всем гражданам — их с гордостью дарили, ими украшали дом, бережно коллекционировала в альбомах. В конце 70-ых годов на новогодних открытках появляется чудо научного прогресса – голубой экран телевизора. На открытках появляются полюбившиеся всей стране герои советских мультфильмов. По-прежнему одним из главных советских новогодних сюжетов остаются кремлевские Куранты. К Олимпиаде 80 года советская промышленность выпускает специальную открытку. В 80-ые в моду входит фотооткрытка. Ее типичный сюжет — новогодние игрушки на еловых ветвях, бокалы и бутылка шампанского. Последняя, впрочем, исчезает с открыток в разгар антиалкогольной политики Горбачева в 1985 году. В 90-ые годы в стране наметился не только новый политический курс, но и новый стиль новогодних открыток. Забавная тенденция: первыми «ласточками» нового времени стали открытки перепечатанные по дореволюционным эскизам и открытки с вошедшими в моду изображением восточных символов года. Сегодня в России наметилась новая страница этой истории. С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. С другой, в обычной почтовой карточке таится гораздо больше смысла, чем это может показаться на первый взгляд. Самое главное, что никакие современные технологии пока не смогли заменить радостную поздравительную открытку. Хотя, виртуальную открытку переслать по электронной почте значительно легче, а все же настоящая открытка из картона как-то милее, в ней больше тепла и человечности. А впрочем, будем ли мы в будущем поздравлять своих близких с помощью традиционной почты или новейших технических средств – не так уж, собственно, и важно. Важно то, что мы всегда будем желать им счастья и надеяться, что наши пожелания сбудутся. Счастья Вам в наступающем году, дорогие наши посетители!

Региональный каталог музейных предметов и коллекций Яндекс.Метрика