Кингисеппский историко-краеведческий музей

Волшебная глина. Традиции и современность

Производство изделий из глины на территории современного Кингисеппского района имеет древние традиции. Археологические раскопки показали, что еще в эпоху неолита в III-II тыс. до н.э. местные жители умели обрабатывать глину. В более позднее время широкое распространение получило гончарство. Особенно широко это ремесло было развито среди ижор в деревнях Большое и Малое Стремление. Здесь в XIX - первой половине XX в.в. находился ремесленный центр. Материалом для производства служила глина - sarc (по-ижорски) и песок - luva. Почти каждый домохозяин, занимающийся гончарным производством, стремился иметь свой личный домик, в котором было сосредоточено производство, так называемый «горн» - gorn. Сначала глину насыпали на земляную площадку, очищенную от травы (зимой - на пол горна), затем поливали водой и обминали ногами, добавляя песок (talika liiva). Эту работу выполняли парни 17-20 лет. Когда глина обработана, ее скатывали в продолговатые валики и подавали на столик или скамейку. Гончар (мужчина) сидел за кругом. Справа от гончара стоял горшок с водой, в котором находилась mazilka; перед работающим гончаром стоял станок (риrе), прикрепленный к полу. Он состоит из двух кругов (kruga). Глина подавалась на верхний круг. Круг приводился в движение ногами и подталкивался левой рукой. Готовый предмет срезался с круга резкой. Готовый предмет ставился на «грядки» (parrel) на два дня. Гончары из д. Б. и М. Стремление производили предметы хозяйственного обихода. Украшались предметы нарезками, линиями и т.п. при помощи деревяннных ножиков. После высыхания горшок глазуровали. Сначала сосуд обмазывали дегтем (tokotti), затем посыпали глазуровочным порошком и ставились в печь. Горшок в общей сложности сидел в печи 20-22 часа. Средняя продолжительность выработки горшка около пяти дней. Сбывали в соседние волости. Десяток стремленских горшков в начале XX в. стоил 40 коп. Фонды Кингисеппского историко-краеведческого музея располагают богатой коллекцией гончарных изделий из д.д. Большое и Малое Стремление. Они являются ценной источниковой базой по изучению традиций ижорских мастеров. Важную роль в возрождении и сохранении наследия выполняет гончарная мастерская «Сойка» под руководством Д.Н. Ткачева в д. Вистино.

Региональный каталог музейных предметов и коллекций Яндекс.Метрика