СМИ о нас

Музей
12 Июля

"В Сланцевском музее открылась выставка под названием "Юные таланты" "

Видеосюжет телеканала "Ореол - инфо" на Портале администрации Сланцевского муниципального района

28 Июня

"Судьба ветерана": выставка оригинальных документов, рассказывающих о жизни Георгия Тимофеевича Челпанова

Общественно-политическая газета "Знамя труда"
http://www.z-truda.ru/Files/doc_file/1530167758zt24_22-06-2018.pdf

В Сланцевском историко-краеведческом музее продолжается работа выставки, посвящённой 115-летию Челпанова Георгия Тимофеевича. Челпанов Г.Т. - участник обороны города Ленинграда.  Родился Георгий Тимофеевич в 1903 г. в Гдовском уезде Петроградской губернии (Гдовская волость, д. Вольное Хохлово). В период Великой Отечественной войны состоял на руководящей политической работе в Советской Армии. Был заместителем начальника госпиталя по политической части. В 1958 г. был назначен заместителем директора Газосланцевого завода. Статья корреспондента А. Карасёвой на стр. № 7 Общественно-политической газеты Сланцевского района "Знамя труда" от 22 июня 2018 г. о работе выставки в музее и о судьбе героя.

Составитель: старший научный сотрудник И.С.Базанова.

27 Июня

В Тосно показали «Дом царской кормилицы»

Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/kormilitsu_iskali_tsarskie_gontsy/

В Тосненском историко-краеведческом музее открылась новая постоянная экспозиция «Дом царской кормилицы». Ее собирали несколько лет.

Эта выставка появилась неспроста. Известно, что музей расположен в старинном каменном двухэтажном особняке, который до начала XX века принадлежал семье Марии Андреевны Смолиной. Его молодая хозяйка служила в царских покоях Александра III в качестве кормилицы первенца Ники, будущего императора Николая II.

В те времена знатные матери не утруждали себя вскармливанием детей грудным молоком. Эта важная миссия возлагалась на простых крестьянских женщин, которых находили царские гонцы и устраивали среди них жесткий отбор. Женщина, претендующая на роль кормилицы, должна была быть здоровой и с хорошей наследственностью. Учитывались также ее моральные качества и репутация семьи. Пока кормилица выполняла свои обязанности, видеться со своими родными детьми она не имела права. Но и награда за этот труд была высокой: от богатых подарков до пожизненного пособия.

В молодой семье Смолиных в 1866 году родилась первая дочь, а в 1868-м - вторая. Как раз в этот период Марию Смолину и взяли в кормилицы.

Последняя хозяйка тосненского дома - Лидия Александровна Смолина - была внучкой кормилицы. Она ушла из жизни в начале XXI века, оставив любопытные сведения о царской кормилице, документы и фотографии. Остальные уникальные экспонаты выставки были найдены в архивах, а также получены в дар от коллекционеров.

Новая экспозиция разместилась на первом этаже исторического здания в трех залах общей площадью 73 кв. м и тематически разделена на три зоны: история промысла кормилиц в Петербургской губернии и рассказ о Марии Смолиной, быт тосненцев конца XIX - начала XX века, деловая жизнь города.

В первом зале воссоздан интерьер жилой комнаты XIX века, включающий в себя ряд подлинных предметов того периода. В витринах музея можно увидеть пояс, воротничок и прочие наряды Марии Смолиной, отмеченные монограммой «М. С.», а также дары за ее служение царской семье: кошелек, украшения. Во втором зале представлен интерьер кухни в доме царской кормилицы. Особую ценность экспозиции придает подлинная кухонная утварь. Один из главных экспонатов - латунный рожок для кормления младенца. Его подарили музею коллекционеры из Владимира. На рожке - подлинная надпись, дошедшая до наших времен: «Бог милует и питает младенца своя».

Интересно, что в крестьянских семьях практиковалось искусственное вскармливание, так как после родов простые женщины уже через неделю должны были впрягаться в нелегкий труд дома или в поле. Младенцев поили коровьим или козьим молоком оставшиеся дома родственники, для чего использовали специальные рожки либо из коровьего рога, либо из металла или стекла. Состоятельные городские семьи приобретали серебряные или позолоченные рожки, многие из которых были настоящим произведением искусства.

Третий зал представляет собой торговую лавку, которую Смолины держали в своем доме. Как и прежде, товары в ней разложены так, чтобы они не оказывали вредного воздействия друг на друга. Впрочем, судя по воспоминаниям очевидцев того времени, даже такая профессиональная выкладка не всегда спасала, и местный хлеб зачастую попахивал керосином, который обязательно был в ассортименте подобного торгового заведения.

Современная экспозиция выполнена по последнему слову техники. Она содержит интерактивно-мультимедийные элементы: фильм о кормилицах, интерактивную карту с видами Тосно, аудио- и видеоэффекты. Например, из окон дома царской кормилицы открывается виртуальный вид на Государеву дорогу из Петербурга в Москву. Это главная техническая изюминка музея, благодаря которой его посетители отправляются в интерактивное путешествие, в котором можно увидеть, как гуляет и веселится простой люд, повстречать шагающих по тракту в специально сшитых кожаных ботинках цирковых слонов или поприветствовать в попутной карете самого Александра Сергеевича Пушкина.

Все работы в музее проведены на средства регионального бюджета.

Материал был опубликован в газете под № 112 (6221) от 26.06.2018 под заголовком «Кормилицу искали царские гонцы».

27 Июня

Новая жизнь в набоковском «Рождествено»

Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/rozhdestveno_pod_nbsp_steklom/

К лету 2019 года победитель предоставит проектную документацию. Стоимость проектирования - 9,5 млн рублей. Средства на реконструкцию усадебного дома будут заложены в областной бюджет.

«Если все будет хорошо, то в следующем году мы уйдем на реставрацию и параллельно будем заниматься проектированием постоянной экспозиции, которая перед широкой публикой предстанет только через 2 - 3 года», - говорит директор музея-усадьбы «Рождествено» Ирина Авикайнен.

Справедливости ради стоит заметить, что предстоящей глобальной реставрации предшествовала кропотливая работа, направленная на развитие усадьбы. В результате музей, переживший в 1995 году пожар, возродился, как говорится, из пепла. Сегодня Набоковская усадьба в Рождествено выходит за рамки музейного формата и становится интерактивным театрально-выставочным пространством. В прошлом году благодаря выигранному музеем гранту в залах усадьбы появились новое звуковое и световое оборудование, витрины из натурального дуба, техническая начинка которых выполнена по последнему слову музейной техники.

«При этом важно было подобрать специализированные источники освещения, которые не нагреваются, а значит, не портят уникальные экспонаты. Кроме того, витрины оснащены лупами, с помощью которых можно рассмотреть мелкие детали артефактов», - рассказывает Ирина Владимировна.

Этим летом в Рождествено открылось несколько временных выставок. Так, до закрытия музея на реставрацию гости Набоковской усадьбы могут посетить выставку «Шедевры русской классики в литературном анализе и размышлениях Владимира Набокова», созданную по материалам лекций Владимира Владимировича по русской литературе, которые он читал в американском университете на английском языке.

Экспозиция включает наиболее интересные суждения Набокова о русских писателях и их творчестве. В музейных витринах выставлены подлинные исторические предметы, упоминающиеся в произведениях русских писателей, о которых идет речь в лекционном материале. Среди них пудреница, которой могла пользоваться княгиня Бетси из «Анны Карениной» Л. Н. Толстого. Портфель и зонт-трость, с которыми ходили по Петербургу герои произведений Ф. М. Достоевского. Блокнотик, в который прекрасные дамы XIX века вносили имена кавалеров, желающих с ними потанцевать на балу...

В конце июня в музее откроется выставка иллюстраций к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» кисти известного российского графика XX века Юрия Игнатьева - из собрания Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское», которая продлится до 6 августа.

Материал был опубликован в газете под № 111 (6220) от 25.06.2018 под заголовком «Рождествено» под стеклом».

25 Июня

ЮНОСТЬ СТАРОЙ ЛАДОГИ. ПЕРВАЯ СТОЛИЦА РУСИ ПРИНЯЛА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Старая Ладога возвращается во времена свой юности. Первая столица Руси в юбилейный, пятнадцатый раз принимает историко-культурный фестиваль. Викинги вновь осаждают древнерусскую твердыню, а дружина Рюрика осваивается на берегах Волхова.

25 Июня

"Многогранная кисть"

Общественно-политическая газета "Знамя труда"
http://www.z-truda.ru/Files/doc_file/1529564461zt23_15-06-2018.pdf

Статья о художественной выставке "Многогранная кисть" в Сланцевском музее на стр. 7 Общественно-политической газеты "Знамя труда".    

21 Июня

Крепость Копорье и Дом станционного смотрителя отреставрируют в Ленобласти

С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 июн — РИА Новости. Историческая крепость Копорье и музей "Дом станционного смотрителя", который является живой иллюстрацией к одной из самых известных повестей Пушкина, будут отреставрированы в Ленинградской области, сообщил журналистам губернатор Александр Дрозденко.

"Мы провели конкурс на археологические изыскания по Копорской крепости, и 2020 год — это начало серьезных работ по реставрации… (Также) на днях будет определен победитель (конкурсного отбора), и начнется глобальная реставрация в деревне Выра в музее станционного смотрителя", — сказал он.

Дрозденко в среду проинспектировал строительство многофункционального музейного центра в селе Рождествено, где находится усадебный дом семьи Набоковых. "Это будет первый межрегиональный музейный центр, задача которого, в первую очередь, — реставрация музейных ценностей", — отметил Дрозденко. По его словам, стоимость проекта, реализация которого началась в мае 2016 года, составляет 2,2 миллиарда рублей. Строительство многофункционального музейного центра предполагается завершить в мае 2019 года.

Глава Ленобласти добавил, что проектную документацию по реставрации усадебного дома Набоковых "Рождествено" планируется подготовить к лету 2019 года.

Крепость Копорье — памятник русского средневекового оборонительного зодчества, который находится на юго-западе Ленинградской области в 12 километрах к югу от Финского залива. Масштабная реконструкция сооружения не проводилась с 1979 года, когда частично отреставрировали входной комплекс и арочный мост, а также провели консервацию Южной, Северной и Средней башен. В 2001 году крепость Копорье получила статус музея. В последние годы происходит разрушение стен, и состояние крепости Копорье приближается к аварийному, а ее сохранность находится под угрозой.

Музей "Дом станционного смотрителя" был открыт 15 октября 1972 года в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области в зданиях бывшей почтовой станции. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, соединявший Петербург с западными и южными губерниями России. Выра была третьей станцией от столицы, где путники отдыхали и меняли лошадей, и ее неоднократно проезжал Пушкин.

РИА Новости https://realty.ria.ru/realtynews/20180620/1523077055.html

21 Июня

Дом станционного смотрителя в Ленобласти отреставрируют

В Ленинградской области в деревне Выра отреставрируют музей «Дом станционного смотрителя».

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сообщил, что конкурс на проведение необходимых работ уже состоялся.

В музее будут отреставрированы залы, построена котельная и заменены сети. По словам Дрозденко, это поможет музею принимать больше любителей творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Справка:

Дом станционного смотрителя — первый в нашей стране музей литературного героя. «Станционный смотритель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина, изданная в 1831 году.

Музей по этому произведения открылся в Ленобласти  15 октября 1972 года в деревне Выра Гатчинского района в зданиях бывшей почтовой станции.

20 Июня

Сюжет телеканала ЛОТ: АЛЕКСАНДР ДРОЗДЕНКО ПОБЫВАЛ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА

Губернатор Ленобласти посетил в Рождествено строящийся многофункциональный музейный центр. В здании площадью 10 тысяч квадратных метров разместятся выставочные залы, библиотека и реставрационные мастерские.

На постоянной основе здесь будут работать более ста художников-реставраторов и специалистов по восстановлению керамики, живописи и различных музейных экспонатов.

Мы планируем все наши музеи здесь реставрировать. Мы же сейчас в Эрмитаж деньги платим за реставрацию икон. картин. предметов.Мы все это оттянем и мы Псковскую, Новгородскую. Вологодскую области на себя заберем. потому что в Эрмитажном центре и в Русском музее им платить дорого - у нас будут нормальные расценки.

Евгений Чайковский, председатель комитета по культуре Ленинградской области

На месте идут активные строительные работы. Завершена прокладка инженерных сетей.

Здесь очень серьёзное оборудование в том числе оборудование с использованием лазерных технологий - необходимые сегодня технологи для восстановления картин. старинных икон. И очень серьезное оборудование в том числе грузовое оборудование - здесь будет лифт, который способен поднимать вещи весом 4 тонны.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области

Стоимость проекта боле 2 миллиардов рублей. Музейный центр рассчитывают открыть в июне следующего года.

20 Июня

В Рождествено строится Музейный центр

Как продвигаются работы, сегодня посмотрел губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

РУБРИКИ : КУЛЬТУРА     20 ИЮН 2018
Многофункциональный музейный центр в селе Рождествено Гатчинского района станет пилотным проектом центра реставрации и обеспечения сохранности предметов музейного фонда учреждений культуры. Его услуги и площади будут доступны музеям, искусствоведам и реставраторам не только из Ленинградской области, но и из Новгородской, Псковской областей, Карелии и других регионов.  

«Ленинградская область выступает соинвестором создания музейного центра, в котором будут храниться и реставрироваться музейные ценности, проводиться выставки и обучаться молодые реставраторы, - рассказал Александр Дрозденко. - Стоимость объекта составляет 2,2 млрд рублей вместе с оборудованием. Мы вложили более 200 млн рублей, взяв на себя все подводящие сети – энергетику, газ, водоснабжение, канализование, связь и прочие коммуникации».

Губернатор осмотрел строящееся здание общей площадью около 10 тысяч кв. метров, которое станет площадкой для реставрации предметов живописи, декоративно-прикладного искусства, иконописи, а также для работы с книгами и другими предметами хранения.

Проект, помимо реставрационных мастерских, предусматривает библиотеку на 15 тысяч книг, обучающие классы, конференц-зал, зал для проведения временных выставок и площади для временного хранения фондов музеев Ленинградской области на период реставрационных работ в музеях. Планируется, что здесь на постоянной основе будут трудиться 150 специалистов.

Работы  на объекте ведет компания «Метрострой». Строители планируют сдать многофункциональный центр в эксплуатацию летом 2019 года.

В ходе общения с журналистами губернатор порадовал гатчинцев еще двумя радостными известиями.

Во-первых, состоялся конкурс и в ближайшее время будет подписан договор с подрядчиком, который займется реставрацией с полным техническим перевооружением музея «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра.



Во-вторых, проведен конкурс по выбору подрядчика на выполнение проекта по реставрации усадьбы «Рождествено». На проектирование выделено 9,5 млн рублей, работы будут завершены в следующем году. После чего можно будет приступить в полной реставрации этого объекта.

Ирина Хрусталёва

АВТОР : ИРИНА ХРУСТАЛЁВ

Региональный каталог музейных предметов и коллекций Яндекс.Метрика